ТЕМА: Реализация содержания образовательной области «Развіццё маўлення и культура маўленчых зносін» в учреждениях дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания.
Согласно Типовому плану в специально организованной деятельности в учреждении дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания занятия на белорусском языке планируются и проводятся:
- в 1-й младшей группе (воспитанники от 2 до 3 лет) 1 раз в неделю на русском языке;
- во 2-й младшей группе (воспитанники от 3 до 4 лет) 1 раз в неделю на русском языке «Развитие речи и культура речевого общения», а со 2-го полугодия включаем занятие «Развіццё маўлення и культура маўленчых зносін» 1 раз в неделю;
Ранний возраст – период интенсивного формирования речи, период ее становления, благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Полноценное овладение родным языком в сензитивный период, в раннем и дошкольном детстве, является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Сензитивные, или чувствительные периоды в жизни человека – это периоды, наиболее благоприятные для развития какой-либо стороны психики, периоды всплеска восприимчивости. Автор термина - Лев Семёнович Выготский, один из основателей отечественной психологии.
Сензитивный период иногда сравнивают с окном: в определенный промежуток времени окно открывается для какой-либо функции, но окно и закрывается, причем тоже в строго определенный промежуток - и нельзя заставить его быть открытым дольше возможного. После определенного возраста ребенку становится трудно, а то и практически невозможно овладеть функцией, сензитивный период для которой уже пропущен.
Психологи выделяют сензитивные периоды для самых различных функций. Например, сензитивный период для развития речи – от 0 до 6 лет, сензитивный период для развития движений и действий – от 1 года до 4 лет, сензитивный период для развития социальных навыков – от 2,5 до 6 лет.
Известно, что дети, лишенные общения и возможности воспринимать речь до шестилетнего возраста, не овладевают ей в полной мере уже никогда - окно закрылось.
Проблема развития речи издавна привлекала внимание исследователей. Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, а ведь связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Особенности развития речи в младшем дошкольном возрасте:
- формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
- формируется регулирующая функция речи (ребёнок начинает подчиняться инструкции взрослого, выполнять его требования);
- появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
- возникает описательная речь;
- речь начинает отражать опыт взаимодействия с окружающим (ребенок называет не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования);
- формируется умение слушать и понимать литературные произведения, рассказы взрослого.
Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
1-я младшая группа
Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»
Цель: развитие потребности в общении, коммуникативной функции речи.
Задачи:
развивать: умения внимательно слушать и понимать указания взрослого, выполнять несложные поручения; понимать речь взрослого, обращенную ко всем детям, участвовать в диалоге со взрослым и детьми, пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими; начала монологической речи;
формировать: навыки общения с помощью слова; пассивный и активный словарь ребенка, навыки связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; навыки правильного произношения звуков и интонационной выразительности речи;
умение воспринимать и воспроизводить элементы простых произведений на белорусском и русском языках (звукоподражания, отдельные слова);
воспитывать: потребность в общении и взаимодействии с окружающими людьми, позитивное отношение к себе, интерес и внимание к близким людям.
Речевое общение
Формировать (развивать) умения:
реагировать на обращение взрослого, используя доступные речевые средства,
отвечать на вопросы;
устанавливать речевые контакты со сверстниками, сопровождать речью свои
действия, задавать вопросы;
рассматривать книжки, игрушки, предметы (матрешка из 3–5 вкладышей, заводная игрушка, шкатулка);
употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться,
благодарить), использовать дружелюбный, спокойный тон общения;
рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывания
из 2–3 предложений;
слушать и понимать рассказ (чтение) взрослого.
Словарь
Обогащать пассивный словарь на основе представлений детей об окружающем мире,
понятных бытовых ситуаций, игровых действий; обогащать и закреплять в активном словаре ребенка названия действий с предметами, качеств, свойств и функций предметов.
Обогащать активный словарный запас детей различными частями речи: именами существительными – названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений (дерево, трава, цветы), некоторых овощей, фруктов, домашних животных, их детенышей, профессий (врач, шофер, воспитатель), частей и деталей предметов (воротник ____________и рукава
у рубашки, колеса и кузов у машины и т.п.); именами прилагательными, обозначающими видимые и яркие признаки знакомых предметов (большой, зеленый, сладкий, горячий,круглый и т.п.); глаголами, обозначающими некоторые действия (мыть, варить, лечить,надевать и т.д.); побуждая детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек; наречиями (вчера,
сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко).
Формировать умения самостоятельно называть по именам близких людей;
воспроизводить отдельные слова (как звукоподражательные, так и нормативные) при восприятии простых произведений на белорусском и русском языках.
Грамматический строй речи
Формировать (развивать) умения:
употреблять в речи формы множественного числа имен существительных;
различать близкие по звучанию формы единственного и множественного числа имен существительных (ложка – ложки);
согласовывать имя прилагательное с именем существительным (в числе и роде) и глагол в форме прошедшего времени с именем существительным;
использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности,
увеличительности (-чик-, -щик-, -онок-, -енок-, -ищ-); говорить предложениями, придавая словам грамматически правильные окончания;
употреблять предлоги в составе различного типа конструкций;
самостоятельно отвечать на вопросы взрослого отдельными словами, фразами. Содействовать детскому словотворчеству; овладению интонациями вопроса, восклицания.
Звуковая культура речи
Формировать:
интерес к звуковой стороне речи;
умения:
самостоятельно произносить правильно гласные (а, у, и, о, э, ы) и простые согласные звуки (м, б, п, т, д, н, к, г, ф, в);
произносить звукоподражания разной степени сложности: из одного
продолжительного звука: ааа, ууу; из одинаковых слогов: би-би, мяу-мяу; из разных слогов: а-у, и-го-го;
самостоятельно воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, интонации, ритмический рисунок речи; произносить звукоподражания с разной громкостью, в разном темпе, с разной высотой голоса; различать, сравнивать звукоподражания отдельных персонажей (ко-ко, му-му,ку-ка-ре-ку).
Развивать:
речевое дыхание; речевой слух и артикуляционный аппарат как основы развития речи.
Связная речь
Формировать (развивать) умения: подражать, отвечать на вопрос; проговаривать отдельные слова, фразы; задавать вопросы, высказываться об игрушках, картинках, прочитанном тексте в книге, строить фразы из 3–5 слов; при содействии взрослого рассказывать небольшие стихотворения, потешки, сказки; интонацией передавать цель высказывания (повествование, побуждение, вопрос); различать и сравнивать интонацию высказывания (повествование, побуждение, вопрос).
Адукацыйная галіна «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»
Мэта: фарміраванне лексічнага, граматычнага, фанетычнага ўзроўняў сістэмы мовы, назапашванне камунікатыўных уменняў у розных відах дзейнасці.
Задачы:
развіваць: навыкі зносін з дапамогай слова; пачаткі маналагічнага маўлення;
фарміраваць: уменні ўважліва слухаць і разумець указанні дарослага, выконваць нескладаныя даручэнні; разумець маўленне дарослых, звернутае да ўсіх дзяцей, удзельнічаць у дыялогу з дарослым і дзецьмі, карыстацца словамі для выказвання сваіх жаданняў, просьб, для наладжвання кантактаў з людзьмі, якія яго акружаюць; пасіўны і актыўны слоўнік дзіцяці, навыкі звязнага, граматычна правільнага дыялагічнага і маналагічнага маўлення; навыкі правільнага вымаўлення гукаў і інтанацыйнай выразнасці маўлення; уменне ўспрымаць і ўзнаўляць элементы (гукаперайманні, асобныя словы)
простых твораў;
выхоўваць: патрэбнасць у зносінах і ўзаемадзеянні з навакольнымі людзьмі,
пазітыўнае стаўленне да сябе, цікавасць і ўвагу да блізкіх людзей.
Маўленчыя зносіны
Развіваць уменні:
самастойна разглядваць кніжкі, цацкі, прадметы (матрошка з трох-пяці ўкладышаў, завадная цацка, шкатулка);
з дапамогай дарослага ўжываць маўленчыя формы ветлівых зносін (вітацца,
развітвацца, дзякаваць); слухаць і разумець чытанне дарослага.
Слоўнік
Пашыраць пасіўны слоўнік на аснове ўяўленняў дзяцей пра навакольнае асяроддзе, зразумелых бытавых сітуацый, гульнявых дзеянняў.
Развіваць уменні:
называць па імёнах блізкіх людзей;
узнаўляць асобныя словы пры ўспрыманні простых твораў;
адрозніваць прадметы па знешніх прыметах, правільна іх называць.
Граматычны лад маўлення
Развіваць уменні:
з дапамогай дарослага выкарыстоўваць у маўленні словы з суфіксамі памяншальнасці, ласкальнасці, павелічальнасці (-ок- (-ак-), - (-ык-), -чык-, -ішч- (-ышч-);
адказваць на пытанні дарослага асобнымі словамі.
Гукавая культура маўлення
Фарміраваць:
увагу да гукавога боку маўлення;
уменне вымаўляць гукаперайманні рознай ступені складанасці: з аднаго працяглага гука: ааа, ууу; з аднолькавых складоў: бі-бі, мяў-мяў; з розных складоў: а-у, і-го-го; уменне вымаўляць гукаперайманні з рознай гучнасцю, у розным тэмпе, з рознай вышынёй голасу.
Развіваць:
маўленчае дыханне;
маўленчы слых і артыкуляцыйны апарат;
уменне адрозніваць, параўноўваць гукаперайманні асобных персанажаў (ко-ко, му-му, ку-ка-рэ-ку).
Звязнае маўленне
Фарміраваць уменні:
з дапамогай дарослага пераймаць, адказваць на пытанне, прагаворваць асобныя словы і фразы;
пры садзейнічанні дарослага расказваць невялікія пацешкі.
2-я младшая группа
(воспитанники от 3 до 4 лет)
Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»
Цель: развитие потребности в общении, коммуникативной функции речи.
Задачи:
развивать: артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, речевой слух;
первоначальные навыки эффективной коммуникации в соответствии с правилами культурного общения; умения слушать и понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; отвечать на вопросы; выражать свои мысли, чувства, впечатления с помощью речевых средств;
формировать: активный словарь ребенка на основе представлений об окружающей жизни, способность понимать значение слова; навыки связной, грамматически правильной речи, активного поиска правильной грамматической формы слова,
правильного произношения звуков и интонационной выразительности речи; умение составлять короткий описательный и повествовательный рассказ с помощью взрослого;
воспитывать: потребность в сотрудничестве с окружающими людьми, позитивное отношение к себе, интерес и внимание к сверстнику, желание взаимодействовать с ним, культуру общения.
Речевое общение
Формировать (развивать) умения:
понимать речь взрослого, обращенную к воспитаннику с опорой и без опоры на наглядную ситуацию;
вступать в игровое общение со сверстниками – парное и в малой группе,
элементарно договариваться о совместных действиях (вдвоем «повести» куклу на прогулку, взяв ее за руки; прокатить мяч друг другу сидя на полу);
вступать в общение на близкие темы, в том числе и выходящие за пределы наглядно представленной ситуации (о жизни животных, из личного опыта);
отвечать на вопросы, обращения взрослого;
сообщать о своих впечатлениях, желаниях;
участвовать в общем разговоре;
рассматривать картины и игрушки, отвечать на вопросы;
задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения;
использовать форму высказывания из 2–3 предложений;
использовать основные формы речевого этикета в ситуациях общения: приветствие(здравствуйте), просьбу (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), обращение к собеседнику по имени (Таня, Танечка); различать слова, обозначающие приветствие (здравствуйте), просьбу (дайте,пожалуйста), благодарность (спасибо).
Словарь
Формировать (развивать) умения:
самостоятельно использовать в собственной речи в разных видах детской
деятельности названия предметов и объектов природы и близкого окружения;
различать предметы по внешним и внутренним признакам (качествам), действиям, правильно их называть; сравнивать предметы (игрушки, картинки), использовать в своей речи слова с противоположным значением (тарелка глубокая и мелкая, дерево высокоеи низкое); соотносить целое и его части, называть их (дом – крыша, стены, двери, окна);
понимать значения обобщающих слов (одежда, игрушки, посуда); семантических отношений слов разных частей речи в едином тематическом пространстве (конь бежит –птица летит; чашка из фарфора – ложка из металла); некоторых многозначных слов (ножка у ребенка – ножка стола – ножка у гриба);
различать, сравнивать предметы по существенным признакам, правильно называть их, видеть особенности предметов, выделять характерные качества (какой?) и свойства предметов, а также действия, связанные с их состоянием и возможными действиями человека (Что делает? Что с ним можно сделать?), и правильно их называть.
Грамматический строй речи
Формировать (развивать) умения:
изменять существительные по падежам, согласовывать прилагательные
с существительными в роде, числе; употреблять форму родительного падежа
единственного и множественного числа (платья, рубашки; тапочек, карандашей);
падежные формы с пространственными предлогами: в, на, за, под, около (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати); форму повелительного наклоненияглаголов единственного и множественного числа (беги, покружитесь); правильноспрягать глаголы по лицам и числам (бегу, бежит); образовывать видовые пары глаголов (Маша одевается, а Саша уже оделся);
образовывать существительные с помощью суффиксов (у лисы – лисята, у кошки – котята; для хлеба – хлебница, для сахара – сахарница); глаголы с помощью суффиксов (на барабане – барабанят), приставок (летел – улетел – прилетел), на основе имитациизвуков (лягушка «ква-ква» – квакает);
пользоваться словообразовательными связями отдельных знакомых слов для
создания новых форм слов (погремушкой можно погреметь);
строить простое распространенное предложение: простое предложение с однородными членами (Я люблю маму, папу, братика, сестричку); с дополнением (Пойду играть с мячиком); с определением (Пойду играть с новым мячиком);
с обстоятельством (Катя быстро оделась на прогулку) и сложных предложений, сначала бессоюзных, затем с союзами и союзными словами (Собачка лает – она хочет есть.Собачка лает, потому что она хочет есть);
согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Звуковая культура речи
Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое
восприятие, речевой слух, дикцию, интонацию, чувство ритма.
Формировать умения:
самостоятельно произносить гласные [а], [у], [и], [о], [э], [ы]; твердые и мягкие согласные звуки [м], [м’], [б], [б’], [п], [п’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [ф], [ф’], [в], [в’], [л], [л’], [с], [с’]; с помощью взрослого дифференцировать родственные по месту образования звуки: [б] – [п], [д] – [т], [в] – [ф], твердые и мягкие согласные звуки;
различать ритм речи, звуковой образ слова; шумы, голоса животных.
Связная речь
Формировать представления:
о (об) самых элементарных способах связи двух или нескольких предложений в контексте сюжетного рассказа;
элементарной структуре высказывания описательного и повествовательного типов.
Формировать (развивать) умения:
принимать участие в разговорах со взрослыми и сверстниками о фактах и явлениях, воспринятых за пределами учреждения дошкольного образования (индивидуально и в подгруппах);
задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения;
использовать форму высказывания из 3–4 предложений;
рассматривать картины и игрушки и отвечать на вопросы в процессе рассматривания;
составлять небольшие рассказы по игрушке и картине (3–4 предложения);
пересказывать содержание знакомой сказки или короткого рассказа по вопросам взрослого, вместе с ним, затем самостоятельно; ориентироваться в структуре рассказа (начало, середина, конец); различать белорусскую и русскую речь.
Адукацыйная галіна «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»
Мэта: фарміраванне ўстойлівай цікавасці і станоўчых адносін да беларускай мовы, развіццё разумення беларускай мовы і станаўленне рэпрадуктыўнага маўлення дзяцей на беларускай мове.
Задачы:
развіваць: разуменне беларускага маўлення, першапачатковыя навыкі зносін на беларускай мове;
фарміраваць: уменне адрозніваць беларускае і рускае маўленне; навыкі ўзнаўлення кароткіх літаратурных твораў на беларускай мове;
выхоўваць асновы нацыянальнага светапогляду.
Маўленчыя зносіны
Развіваць уменне ўдзельнічаць у беларускамоўных зносінах па змесце твораў
фальклору і мастацкай літаратуры (беларускія народныя пацешкі, простыя казкі, творы
беларускіх пісьменнікаў для дзяцей).
Фарміраваць уменне ўважліва слухаць мастацкія творы на беларускай мове,
адказваць на пытанні па іх змесце.
Знаёміць з найбольш ужывальнымі формуламі беларускага этыкету (добры дзень, добры вечар, да пабачэння, дзякуй, смачна есці).
Садзейнічаць праяўленню ўмення адрозніваць рускую і беларускую мовы.
Слоўнік
Фарміраваць уменне правільна называць асобныя прадметы навакольнага асяроддзя, іх якасці, дзеянні.
Граматычны лад маўлення
Пабуджаць і дапамагаць будаваць сказы на беларускай мове, сачыць за ўжываннем слоў у сказе ў правільнай форме.
Адрозніваць словы з памяншальна-ласкальнымі суфіксамі (галава – галоўка, кот –коцік, сонца – сонейка).
Гукавая культура маўлення
Праводзіць арфаэпічную работу, каб папярэдзіць змешванне слоў, падобных
у рускай і беларускай мовах.
Фарміраваць уменне адрозніваць словы, падобныя ў рускай і беларускай мовах (лыжка – ложка, вушы – уши, нага – нога і да т.п.) у вымаўленні на слых.
Звязнае маўленне
Фарміраваць уменні:
адказваць на пытанні па змесце мастацкіх твораў на беларускай мове, інсцэніраваць кароткія творы на беларускай мове;
адрозніваць рускае і беларускае маўленне, мастацкія творы на рускай і беларускай мовах.
Учебная программа дошкольного образования, 2023 год
раскрыть » / « свернуть