Взаимодействие учителя-дефектолога ПКПП и воспитателя в коррекционно- образовательном процессе.
Некоторые вопросы взаимодействия в работе учителя-дефектолога ПКПП и воспитателя в коррекционно-образовательном процессе
В последние десятилетия число детей с речевой патологией, постоянно увеличивается. Если в 70-х годах ХХ в., по данным классика логопедии М. Е. Хватцева, отмечалось около 17% детей с дефектами звукопроизношения, то в начале ХХI вв. их стало 52,5%, причем 16,7% приходится на полные звуковые замены, остальные 35,8% составили дети со стертой или выраженной формой дизартрии. 80% детей старшего дошкольного возраста нуждаются в специализированной помощи: либо учителя-дефектолога, либо логопеда, либо педагога-психолога. А порой, приходится констатировать, что данному конкретному ребенку необходима комплексная помощь всех перечисленных выше специалистов одновременно.
Не секрет, что речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию в целом. В школьные годы патология речи снижает успеваемость, возникают трудности в овладении русским языком (многие дети имеют достаточно бедный, обиходный словарь, с трудом строят развернутую фразу, не умеют грамматически правильно ее оформить). Очень часто все это становится причинной школьной дезадаптации.
Поэтому еще до школы каждый ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас, научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи, уметь пересказать текст, связно рассказать об увиденном, услышанном и проч. При отсутствии этих условий ребенок оказывается не готовым к обучению в массовой школе, начиная с невозможности полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на практике даже хорошо выученных грамматических правил.
Ведущая роль в коррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития, безусловно, принадлежит учителю-дефектологу. Но успех ее (этой работы) во многом будет зависеть не только от профессионализма специалиста, но и от умело построенного им процесса взаимодействия с другими педагогами, и прежде всего с воспитателями тех групп, которые посещают дети. Поскольку они проводят значительно больше времени в течение рабочего дня с ребенком, следует максимально вовлекать их в коррекционную работу.
Каким же образом строится процесс взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя массовой группы дошкольного учреждения? Рассмотрим некоторые его составляющие.
Сегодня учитель-дефектолог ПКПП дошкольного учреждения осуществляет многокомпонентную деятельность: диагностическую, педагогическую, коррекционно-развивающую, социально-психологическую, методическую, консультативную и информационно-аналитическую.
Диагностическое обследование детей всех возрастных групп – один из самых главных предметов заботы учителя-дефектолога ПКПП. Это очень трудоемкий процесс, на который обычно уходит две-три недели. От его результатов зависит последующее планирование работы педагогов по развитию речи детей и коррекции высших психических функций.
Можно выделить два вида такого обследования: первичное, при поступлении ребенка в УДО, и плановое, которое проводится в определенные сроки в течение учебного года, а именно:
· группы раннего возраста – январь,
· группы младшего дошкольного возраста - март,
· группы среднего дошкольного возраста - март-апрель,
· группы старшего дошкольного возраста - сентябрь, май.
Каждый ребенок, впервые пришедший в учреждение дошкольного образования, встречается со специалистом, который призван определить уровень сформированности его речи и познавательной активности. Так, все дети раннего возраста проходят первичное обследование при зачислении их в группу. Результаты такого обследования обсуждаются с родителями, а за тем и воспитателями данной конкретной группы. Учителем-дефектологом даются конкретные рекомендации всем заинтересованным сторонам по вопросам дальнейшего развития и обучения ребенка.
Цель планового обследования - выявление уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом, определение результативности работы по речевому развитию, т. е., динамики развития за год (за прошедший период). По итогам планового обследования детей, которое проводится по определенной схеме, куда входят: уровень сформированности высших психических функций, общая осведомленность, особенности словаря (сформированность лексико-грамматического строя речи, связная речь), навыки звукопроизношения, состояние фонематического слуха, особенности мелкой моторики рук и координации движений, учителем-дефектологом составляются рекомендации для воспитателей, которыми они, впоследствии, пользуются при планировании образовательного процесса в данной группе, а так же при планировании индивидуальной работы с детьми.
Следует отметить, что большинство воспитателей стремятся поприсутствовать на таком обследовании, живо интересуются его результатами, поскольку весьма правомерно относят их не только к возможностям детей, но и к качеству своей работы. Как правило, по итогам психолого-педагогического обследования детей учитель-дефектолог проводит с воспитателями конкретных групп, в присутствии представителей администрации дошкольного учреждения, подробный анализ всего происходившего во время обследования (как вел себя тот или иной ребенок, как отвечал на вопросы, как выполнял те или иные задания, инструкции и проч.). В таком собеседовании воспитатели имеют возможность пояснить некоторые ответы и поступки ребят, так как они в данной ситуации являются как бы представителями заинтересованной стороны, и в силу своей профессиональной деятельности порой лучше знают ребенка, а специалист (учитель-дефектолог) выступает здесь, как независимый эксперт. Таким образом, совместно очерчивается четкая и ясная картина речевого и познавательного развития каждого ребенка.
Одной из форм сотрудничества учителя-дефектолога ПКПП и воспитателей является совместное составление единого интегративного перспективного тематического планирования работы на год. В нашем дошкольном учреждении уже несколько лет подряд существует практика работы старших групп и учителя-дефектолога ПКПП по совместно разработанному тематическому плану. Единое интегративное тематическое планирование позволяет максимально полно освещать ту или иную лексическую тему. Следует отметить, что данный план взаимодействия субъектов включает в себя и фонетическое направление, которое рассматривается в единстве с лексико-грамматическим.
Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи, развитию фонематического слуха проводит воспитатель на своих занятиях. Решая воспитательные и образовательные задачи, он создает речевую базу по лексической теме, подготавливает ребенка к освоению достаточно сложных грамматических конструкций и в то же время, закрепляет уже отработанный учителем-дефектологом материал. Для создания сенсорной базы воспитатель использует общеобразовательные занятия и ситуации в повседневной жизни. Именно он (и только он) располагает этой возможностью.
В помощь воспитателям учителем-дефектологом разработаны и предлагаются к каждой лексической теме специальные карты-задания (авторская разработка, см. Приложение). Судя по отзывам педагогов, такой вид взаимодействия значительно облегчает планирование образовательно-воспитательного процесса, позволяет достаточно полно охватить все разделы работы, на которые следует обратить внимание при рассмотрении данной темы. Кроме лексико-грамматического материала, материала по развитию фонематического восприятия, высших психических функций и мелкой моторики здесь находит отражение и индивидуальная работа по звукопроизношению (заполняется эта часть задания письменно, с учетом этапа работы учителя-дефектолога с ребенком).
Еще одной эффективной формой работы являются взаимопосещения занятий: просмотр открытых занятий учителя-дефектолога (лексико-грамматической направленности, по обучению связной речи, звуковой культуре речи, развитию мелкой моторики и высших психических функций и др.). А так же посещение учителем-дефектологом занятий воспитателей (с целью динамического наблюдения за детьми, определения направлений взаимодействия с воспитателями по вопросам коррекционно-педагогической работы).
Консультирование по вопросам коррекционной работы, организация практикумов, дают возможность воспитателям приобрести определенные специфические навыки, обогатить свои познания в области дефектологии и практической логопедии. Так, на практикумах, посвященных формированию навыка проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики с детьми воспитатели под руководством учителя-дефектолога осваивают приемы их проведения, а затем успешно используют данные виды упражнений на своих занятиях и в повседневной жизни (практикумы: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения», «Зарядка для «Веселого язычка», «Дыхательная гимнастика или формирование правильной воздушной струи»). Пользуются популярностью в работе воспитателей элементы самомассажа (лица, рук, ног, биологически активных зон), пальчиковые игры (в каждой возрастной группе имеются составленные учителем-дефектологом подборки материалов «Пальчиковые игры в стихах», «Как умелые ручки язычку помогают» и др.), подборки игр и упражнений для развития высших психических функций («Игры для развития восприятия дошкольников», «Игры для развития памяти», «Развиваем речь и мышление», «Развиваем внимание»). В коррекции звукопроизношения особая роль отводится этапу автоматизации звуков, здесь активная помощь воспитателей и родителей обязательна. Учителем-дефектологом разработаны и предложены воспитателям к использованию специальные подборки речевого материала для закрепления уже поставленных звуков в самостоятельной речи (методический пакет «Материалы по автоматизации и дифференциации звуков речи в слове и фразе»).
Отдельным видом консультирования является консультирование по вопросам социально-психологической направленности. Как правило, в процессе работы с детьми с особенностями психофизического развития возникает достаточно много вопросов в области их поведения, проявления индивидуально-психологических особенностей, взаимоотношений со сверстниками и родителями и т. д. В данной ситуации, учитель-дефектолог выступает как узкий специалист, знающий и умеющий разъяснить с научной точки зрения возникающую проблему.
Один из важнейших моментов психолого-педагогического сопровождения - обсуждение динамики развития детей с воспитателями и администрацией дошкольного учреждения. Проводится оно регулярно и дает возможность наметить новые ориентиры в работе с детьми, пути дальнейшего развития и коррекции детской речи.
Немаловажная форма совместной работы - изучение и анализ специальной литературы, организация выставок новых методических пособий, дидактических игр и оборудования к занятиям, разработка игрового материала и оригинальных пособий для занятий с детьми. Хочется отметить, что данная форма работы всегда востребована педагогами, вызывает живой интерес и желание создать что-то свое.
Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль (он должен быть ненавязчивым, тактичным, опосредованным) и обратную связь.
Совершенно очевидно, что работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи детей дошкольного возраста не может ограничиваться рамками кабинета учителя-дефектолога. Она будет эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на коррекционных занятиях всеми участниками педагогического процесса: воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, руководителем физвоспитания, медсестрой, помощником воспитателя. Успех будет возможен только тогда, когда, ребенок становится центральной фигурой единого коррекционного процесса. Здесь, на наш взгляд, имеет место этакий «союз единомышленников». Но, безусловно, на первое место в этом «союзе» выходит фигура воспитателя – человека, который первым принимает утром ребенка, пришедшего в детское учреждение, и провожает его последним, перед уходом домой.
Приложение
Лексическая тема: «Посуда»
Словарь:
Существительные: посуда, кастрюля, чайник, кофейник, сковорода, самовар, противень, тарелка, блюдце, чашка, кружка, стакан, фужер, ложка, нож, вилка, половник, дуршлаг, терка, сахарница, солонка, перечница, салфетница, хлебница, ваза, ведро, тортница, креманка, салатница, блюдо, миска, таз.
Глаголы: мыть, ухаживать, вытирать, чистить, беречь, накрывать, убирать, разбивать.
Прилагательные: столовая, чайная, кофейная, кухонная, чистая, грязная, глубокая, мелкая, глиняная, стеклянная, металлическая, чугунная, пластмассовая, деревянная, хрустальная, прозрачная, матовая, прочная, хрупкая.
Все дети должны знать:
названия предметов кухонной, столовой, чайной посуды, уметь различать их, использовать в речи соответствующие обобщающие понятия; знать названия частей предметов посуды (чайник – ручка, крышка, стенки, дно, носик и т. д.); уметь рассказать, какая посуда нужна для приготовления того или иного блюда; знать, из каких материалов посуду изготавливают;
Уметь:
образовывать прилагательные от существительных (из стекла – стеклянный, из металла – металлический и т. д.) согласовывать существительное с местоимением (мой, моя, мое, мои); образовывать форму множественного числа существительных именительного и родительного падежа (Д/И «Один – много», «Чего не стало?»); образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных
( Д/И «Большой – маленький», «Назови предмет ласково»);
согласовывать количественные числительные с существительным
( «Посчитай-ка»- Один стеклянный стакан, два стеклянных стакана, три… и т. д.);
подбирать слова – антонимы (глубокая тарелка – мелкая тарелка, тяжелая сковорода – легкая сковорода, высокий графин – низкий графин и т. д. пользоваться в речи несклоняемым существительным кофе… иметь понятие о многозначности слов (носик у чайника и нос у человека; ручка у чашки, у дверей, ручка, которой мы пишем; горлышко у графина, бутылки и горло у человека).
Литература:
· Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – с.48-50.
· Карпова С. И., Мамаева В. В.. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. СПб.: Речь; М.: Сфера,2008.-с.86-89.
· Пятница Т. В.. Лексика + Грамматика =… Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005.- Ч.1. – с.56-64, Ч.2. – с.73-78.
Развитие слухового восприятия:
· упражнять детей в выделении согласных «Г», «К» из ряда звуков, слогов; анализировать обратные слоги с данными звуками; определять наличие данных звуков в слове; подбирать слова с заданным звуком;
· упражнять в произнесении слов со сложной слоговой структурой: самовар, сковорода, кофеварка, противень, салфетница, сахарница.
Развитие ВПФ:
развитие произвольного внимания и памяти - Д/И « Какой предмет потерялся?», «Услышишь слово, относящееся к посуде, топни» развитие операций мышления – Д/И «Найди и назови лишний предмет», «Сравни стакан и чашку», «Сложи картинку» (разрезная картинка).
Развитие связной речи:
составление загадок-описаний по плану-схеме (из каких частей состоит, из какого материала сделан предмет, для чего предназначен);
· составление предложений из заданных слов;
· заучивание наизусть четверостишия с одновременным отбиванием мяча от пола:
Дружно с мячиком играем
И посуду называем:
Чашка, блюдце, чайник, ложка,
Сковородка, вилка, плошка
Развитие мелкой моторики: обведение трафаретов, штриховка, раскрашивание, рисование по точкам; симметричное вырезывание различных предметов посуды.
Индивидуально:
Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ: «Улыбка», «Трубочка». Упражнения для языка: «Лопатка», «Иголочка» (статично, под счет от 1-5), «Лопатка» – «Иголочка» со сменой артикуляции, «Часики», «Качели», «Футбол», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Горка», «Лошадка», «Барабанщик», «Индюк», «Маляр», «Грибок».
Упражнения на развитие дыхания: «Загони мяч в ворота» - ватный шарик, «Разгони тучи» - вдох через нос, длительный выдох через рот.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Бачина О. В., Левашова Г. Ф., Попова Т. В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в ДОУ.//Логопед.2009.№1
2. Захарова Т. В. Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-речевого процесса в школе.// Логопед. 2006.№6.
3. Крылова Н. Л.Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР.// Дефектология. 1991. №1
4. Лизунова Л. Р., Вирт Н. И., Гарбулева Е. И. Мониторинг единого речевого режима в ДОУ. // Логопед.2009.№4.
5. Лиханова И. П., Дмитриева Е. А. Совместная работа учителя-логопеда и педагогов ДОУ.// Логопед.2008.№2.
6. Логопедия / Под ред. Л. С.Волковой. М.,2006.
раскрыть » / « свернуть