МАРШРУТ: ЭКСКУРСИЯ К ПАМЯТНИКАМ Великой отечественной войны в г. Червене.
Рекомендуемый возраст: 5-6 лет
Тип маршрута: пеший, велосипедный
Продолжительность по времени: 1,35 - 3 часа
Расстояние: 4,8 км
Объекты маршрута:
Монумент «Солдат-освободитель», Мемориал «Партизаны-земляки» Памятник «Пушка»
Адреса объектов:
- Монумент погибшим землякам - г. Червень пл. Свободы
2. Памятник-мемориал погибшим партизанам и землякам. Д. Хвойники, ул. Минская
3. Памятник-Пушка в честь освобождения города Червеня – Червенский район, д. Хвойники, ул. Минская, въезд со стороны Минска. Памятник-пушка в честь освобождения города. Пушка установлена по ул. Минской на насыпном кургане в 1967 году в честь освобождения города 2 июля 1943 года.
Маршрут Памятники г. Червеня:
Уважаемые родители! Перед тем как отправиться на прогулку, рекомендуем ознакомиться с материалами:
Что взять с собой в дорогу?
-Вода, лёгкий перекус;
Головные уборы (кепки, панамы);
Удобная обувь;
Карта маршрута;
Верёвка, скакалка, мяч;
Фотоаппарат;
Перед прогулкой изучите маршрут, место стоянки.
Перед прогулкой рекомендуем погрузиться в тематику маршрута, информация для беседы с ребёнком.
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?
1. Если живы прадедушки или прабабушки, чаще навещайте их вместе с детьми.
2. Читайте рассказы про войну, смотрите фильмы про героические поступки народа.
(«Брат мой в армию идет», В. Орлов; «Галина мама», С. Георгиевская;
«Арбузный переулок», В. Драгунский; «Андрейка», В. Осеева; «Стальное колечко», К. Паустовский; «Шинель», Е. Благинина; «Кукла», Г. Черкашин; «Главное войско», «Памятник солдату», «Твои защитники», Л. Кассиль; «Землянка», А. Митяев.)
3. Соприкасайтесь с историей через вещи, принадлежавшие Вашим бабушкам и дедушкам: медали, ордена, письма. Рассказывайте о владельце как можно подробнее.
4. Расскажите, что такое Вечный огонь, почему он не гаснет, о том, что он символизирует память павших героев.
5. Просматривайте альбомы со старыми фото.
6. Составьте с ребёнком геологическое древо. Делайте это ярко, упоминая каждого со своей историей. Пусть ребёнок увидит себя как продолжение рода. Например, вырежет своё фото и приклеит.
Рассказ: - Дорогие ребята, вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местахнашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди,разрушаются жилые дома, промышленные здания и т. д. Но это не идет ни вкакое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Онабыла развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на сторонеСоветского Союза) .Всего в войне участвовало 1, 7 млрд. человек или 80% всего населения Земли, т. е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн. человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет - с 1 сентября 1939г. по 9 мая 1945г. Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию. Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России. Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен. Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории. 9 мая 1945 года навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми! В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны. В 2020 году исполнилось 75 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.
Монумент «Солдат-освободитель» на пл. Свободы.
Рассказ взрослого из истории памятника.
Исторический памятник установлен в сквере, на площади Свободы в честь памяти земляков – воинов и партизан, которые погибли в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.
В 1959 году был установлен памятник – скульптура воина с флагом. В 1984 году установлена мемориальная стена с образами трёх воинов и памятной надписью: “Слава Советскому народу! Народу победителю!” 1941 – 1945гг.
Литературная пауза:
Стихотворения о войне
«День памяти»
День памяти – Победы праздник.
Несут венков живую вязь.
Тепло букетов красок разных.
Чтоб не терялась с прошлым связь.
И плиты скорбные согреты,
Цветов дыханьем полевым.
Прими боец, как дар всё это.
Ведь это нужно нам, живым.
А.Усачёв
«Что такое День Победы»
Что такое День Победы? Это утренний парад:
Едут танки и ракеты, марширует строй солдат.
Что такое День Победы? Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо, рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы? Это песни за столом,
Это речи и беседы, это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты, это запахи весны.
Что такое День Победы? Это значит –нет войны.
Памятник-мемориал погибшим партизанам и землякам. Д. Хвойники, ул. Минская
Рассказ взрослого из истории:Исторический художественный памятник на улице Минской. Посвящён в честь памяти 117 жителей деревень колхоза “Большевик”, которые погибли в годы Великой Отечественной войны на фронтах и в партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков. В 1967 году установлен памятник из бетона и мраморной крошки высотой 3,5 метра. Скульпторы А.Аникейчик и Б.Ивонцьев. Архитекторы В.Занкович и Л.Левин.
Композиция памятника сложена из двух частей, размещённых асимметрично. На пьедестале установлено три скульптурные фигуры – двух воинов и партизана. Выразительные жесты рук, которые сжимают оружие, мужественные волевые лица отражают внутреннюю собранность, решительность борцов. Моделировка форм обобщённая. Фоном скульптурной композиции является вытянутая по горизонтали мемориальная стена с именами погибших.
Загадки. (загадать детям)
1.На корабле ходить я буду,
Когда на Флот служить пойду.
И тот корабль, подобно чуду,
Взметает встречную волну.
На нём живёт его команда —
Все люди разных возрастов.
Я буду младшим, это правда,
А кто назвать меня готов?
(Матрос)
2.Я служу сейчас на флоте,
Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте —
Дружим с рацией не зря!
(Радист)
3.Родина дала приказ,
И он сразу на Кавказ!
Прыгнул ночью с парашютом —
Дорога, порой минута!
(Десантник)
4.Машина эта непростая,
Машина эта — боевая!
Как трактор, только с «хоботком» —
Всем «прикурить» даёт кругом.
(Танк)
5.Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:
«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню».
(Танкист)
6.Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(Военный летчик)
7.Я современный «Бог войны»,
Защитник рубежей страны.
Ведь, прежде, чем пойти на бой,
Меня пускают на «разбой». (Артиллерия)
8.У нас есть «Тополь», «Тополь-М»,
Не Флоре служим мы совсем.
Стоим на страже мы страны,
Чтоб больше не было войны. (Ракетные войска)
9.Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете, (Пограничник)
10.Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной. (Моряки)
11.Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном … (Корабле)
Памятник-Пушка в честь освобождения города Червеня – Червенский район, д. Хвойники, ул. Минская, въезд со стороны Минска.
Рассказ взрослого из истории: Памятник-пушка в честь освобождения города. Пушка установлена по ул. Минской на насыпном кургане в 1967 году в честь освобождения города 2 июля 1943 года.
Пословицы и поговорки (попросить детей объяснить их смысл)
Авось да небось на фронте брось.
Автомат да лопата - друзья солдата.
Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.
Бой отвагу любит.
Бой - святое дело, иди на врага смело.
Былой славой боя не выиграешь.
В бою побывать - цену жизни узнать.
Враг рядом - бей прикладом.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Врага в слезах не утопишь.
Вчерашней славой на войне не живут.
Для советского солдата граница свята.
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
Живя в мире, не забывай о войне.
За край свой насмерть стой.
К нам с пушками, а от нас с клюшками.
Каков полк, таков о нем и толк.
Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
Кто честно служит, с тем слава дружит.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
На героя и слава бежит.
Не силою дерутся, а умением.
Плох тот солдат, который не думает быть генералом.
По пути предложите ребёнку поиграть:
Игровые упражнения Упражнение "Скажи по-другому"(учимся подбирать синонимы).
Смелый - храбрый, Отважный - … Геройский -.
Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).
Смелый - трусливый. Враг -. Мир -.
Учимся подбирать однокоренные слова.
Герой - геройский, героический, героизм.
Защита - защитник, защищать, защищенный.
Познакомить ребенка с пословицей и объясните её значение
"Мир строит, а война разрушает".
Пальчиковая гимнастика.
Майский праздник - (кулачок-ладошка попеременно)
День Победы, - (кулачок-ладошка попеременно)
Отмечает вся страна - (кулачок-ладошка попеременно)
Надевают наши деды - (сгибают-разгибают пальчики)
Боевые ордена. - (сгибают-разгибают пальчики)
В переходах и по дороге можно слушать Песни о войне (прослушать в записи и по возможности подпевать):
«Священная война»
"День Победы"
"Солдатушки - бравы ребятушки"
"Солнечный круг"
Во время прогулки-экскурсии можно понаблюдать за окружающим.
Наблюдение за рябиной.
Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.
Ход наблюдения:
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев. О. Высотская
Вопросы детям: - Как выглядит рябина? - Где она растет?- Какие звери любят ягоды рябины? - Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? - Что дает рябина людям?
Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными
золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед —душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
Наблюдение за светофором
Цель: закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов.
Ход наблюдения: Загадка
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю,
И тебе хочу помочь. (Светофор).
Рассказать, что мы живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, автобусы, и никто не мешает друг другу. Это потому, что есть четкие и строгие правила для машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую сложно. Помогает нам в этом на единственный светофор в центре города на перекрёстке. Игра «Три сигнала светофора: красный, желтый, зеленый».
Хоть у вас терпенья нет, Подождите — красный свет!
Желтый свет на пути — Приготовьтесь идти!
Свет зеленый впереди — Вот теперь переходи!
Вопросы к детям:
Для чего нужен светофор?
На какой сигнал светофора переходят пешеходы?
На какой сигнал светофора нельзя переходить? Что может произойти? Почему?
Если сломался светофор, то кем можно его заменить? (Регулировщиком.)
Во время прогулки можно поиграть:
Дидактические игры «Назови военные профессии»; «Какую знаешь военную технику», «Четвёртый лишний»;
«Составь предложение». Цель - научить составлять предложения с заданным словом.
Во время прогулки можно поиграть
Подвижные игры «Самолёты», «Меткий стрелок», «Снайперы»
Дома можно вместе посмотреть:
Мультфильм "Солдатская сказка"
Мультфильм о ВОВ "Жить"
"Солдат Иван Бровкин"
После совместной прогулки побеседуйте с ребёнком о проведённом вместе времени. Просмотрите фотографии, которые вы сделали. Спросите, что запомнилось больше всего. Вспомните самые приятные впечатления. Запечатлите их на бумаге с помощью рисования, аппликации.
Используйте для этого:
Раскраски военной техники
Рисуем "Салют Победы"
Уважаемые родители! Просим вас поделиться эмоциями и впечатлениями от совместного отдыха с детьми. Ждём ваших отзывов, фотографий, рисунков. Спасибо и приятного отдыха!
раскрыть » / « свернуть